Архив публикаций
С 2018 года я активно публикуюсь в аналоговых и интернет-изданиях, теперь весь архив доступен на этой странице и будет обновляться.
Программные эссе:
Тело письма: женский дневник и автофикшн, 2024
Расшифровка доклада в рамках лаборатории «Прожито/нарисовано», посвященной художественному осмыслению эго-документов.
Институт исключения, 2024
Эссе об истории искусства как институте исключения, а также о роли ответственного выбора.
Обратная сторона ретротопии, 2022
Анастасия Хаустова рассуждает об опасностях выборочного погружения в прошлое.
«Мир искусства» в свете институционализма, 2021
Эссе Анастасии Хаустовой об институционализме и институциональной критике в искусстве: от теорий Артура Данто и Джорджа Дики до социологии искусства Говарда Беккера.
Изгнанный звук. «Искусства-сестры» Пярта, Шварцмана и Седаковой, 2021
Иконологическое эссе о музыке Пярта, живописи Шварцмана и поэзии Седаковой в их образном и смысловом переплетении.
Ars Moriendi: русское искусство от некрореализма к некронигилизму, 2021
Эссе о теме смерти в искусстве, об умирании идеологии и о возможных сценариях возникновения Нового.
Legacy of Empire: политизация эстетики в постсоветской России, 2020
Публикуем в рубрике «Позиции» эссе Анастасии Хаустовой о культурных истоках современной власти и постсоветском искусстве как проводнике ее идеалов.

Рецензии:
Иван Новиков: феноменология синего молчания, 2025
Пост-комментарий о выставке Ивана Новикова «Синий», которая прошла в pop/off/art с 12 марта по 16 апреля.
Я хочу называть тебя дом, 2024
Травелог по Нижнему Новгороду, посвященный дому, искусству и смерти.
Архипелаг Казань, 2023
Анастасия Хаустова побыла в Казани и рассказала о выставках «Смены» «Архипелаг грез» и «День восьмой», а также о Центре аудиовизуального искусства «Прометей».
«Линии ускользания» Романа Головко, 2021
Рецензия-эссе на четырехчастную выставку Романа Головко в петербургской Antonov Gallery.
Курируя слизь: выставка Алексея Таруца в Музее Сидура, 2019
Настя Хаустова рассказывает, как сегодня автор стирает границу между художником и куратором, а значит, институты проигрывают борьбу за монополию на выставочное высказывание.
Данини. Цифровой лубок на службе у ностальгии, 2019
Настя Хаустова посетила «Диск (D:)» Данини и критикует выставку за товаризацию ностальгии по 90-ым, а сам прием ностальгии — за гражданскую импотенцию.
Ильмира Болотян. Прекрасный тролль, 2019
Анастасия Хаустова критикует выставку «Нематериальный труд» Ильмиры Болотян за троллинг, мизогинию и упрощенное понимание постфордистской экономики.
Мемориальный комплекс Славы ПТРК, 2019
С 25 декабря по 3 февраля в ММоМА на Гоголевском 10 прошла выставка Славы ПТРК «Не нужен там, не нужен тут» — ода провинциальному подростковому прошлому, которое закончилось где-то в далеких 90-х и нулевых.
КотАртФест: никакой любви, 2019
Анастасия Хаустова сходила на КотАртФест, где не увидела «любви», только хаос, эксплуатацию художников и презрение к людям.
Вне сообщества. Это искусство или нет?, 2019
Анастасия Хаустова рассказывает, как сообщество «Искусство это или нет?» смешивает старые практики художественной критики с реальностью социальных сетей.

Интервью:
«Ты не хочешь быть художником, ты хочешь им называться»: интервью с Анастасией Жолудевой, 2025
Куратор Анастасия Жолудева в беседе с Анастасией Хаустовой рассказывает о своем пути в профессии, а также «панке», соцсетях, хтонизме и качестве в искусстве.
«Танец — это оптика тела»: интервью с Катей Ганюшиной, 2025
Анастасия Хаустова поговорила с художницей и танцдраматургом Катей Ганюшиной о ее исследовательском методе, о тотальности бюрократии и о сложных отношениях тела и языка.
«Природа сама себя раскрывает»: интервью с Софьей Скидан, 2025
Анастасия Хаустова поговорила с художницей Софьей Скидан о ее проектах, в которых переплетаются и мутируют проблематики тела, природы и современной цифровой культуры.
Бимбо-эротизм, порно и новая женственность: беседа с Полиной Музыкой, 2024
Анастасия Хаустова поговорила с художницей, эротологом и эротоманкой Полиной Музыкой о преломлениях дискурса об эросе в современной культуре.
«Все происходит от нехватки»: интервью с осси ми, 2024
Публикуем интервью Анастасии Хаустовой с создателями самарской квартирной галереи осси ми Ильей и Снежаной Михеевыми с постскриптумом Кирилла Ермолина-Луговского.
«Искусство не говорит, но бывает»: интервью с Ганной Зубковой, 2024
Анастасия Хаустова поговорила с художницей Ганной Зубковой о проекте «Ложное солнце», раскрывающем специфику художественной и исследовательской работы с архивом.
«Игра по поиску своих»: интервью с Тиной Шибаловой, 2023
Анастасия Хаустова беседует с художницей Тиной Шибаловой о нонспектакулярности, институциональной критике и новом в искусстве.
«Мы все еще живем в одном мире»: интервью с Натальей Смолянской и Димой Филипповым, 2023
Анастасия Хаустова беседует с художником и куратором выставки «Дневник московской школьницы» о необходимости искусства, силе иносказания и миссии институций сегодня.
«Ведьма — это лучший феминитив к слову человек»: интервью с Дианой Шлиман, 2022
Анастасия Хаустова беседует с Дианой Шлиман о женском искусстве и его национальной репрезентации, а также о материнстве как одной из самых маргинальных тем в российском контексте.
«Искусство — это тот случай, который может заставить крутиться по-другому колесо истории»: интервью с Василием Кононовым-Грединым, 2022
Анастасия Хаустова побеседовала с Василием Кононовым-Грединым о контексте его работ, функционировании властных структур, имперских кодов и роли искусства в их трансформации.
«Возможно, монстр это не Другой, а ты сам по отношению к этому Другому»: интервью с Русланом Поланиным, 2022
Анастасия Хаустова побеседовала с художником и исследователем ужаса Русланом Поланиным о хоррор-эстетике и ее политическом потенциале.
«Эстетика тоталитарного искусства у нас стала нормативной»: интервью с Иваном Новиковым, 2022
Анастасия Хаустова побеседовала с художником Иваном Новиковым о его выставке «Нет» в pop/off/art, а также о возможностях высказывания и политическом измерении медиума сегодня.
«На руинах воображаемых историй»: интервью с Арсением Жиляевым, 2021
Анастасия Хаустова побеседовала с Арсением Жиляевым о его выставке «Будни распознавателя образов», методе работы с институционализацией и будущем искусства.
Переводы:
Говард Беккер. Искусство и государство, 2022
Публикуем перевод главы «Искусство и государство» из книги «Миры искусства» (1982) американского социолога Говарда Беккера.
Уолтер Робинсон. Флиппинг и всплеск зомби-формализма, 2023
Публикуем перевод ключевой заметки вокруг дискуссии о зомби-формализме — всплеске однообразной абстракции.

Подкасты:
PODХаустов — Распря постмодернизмов: «Всё везде и сразу», «Треугольник печали», «Меню», 2023
В новом подкасте Дмитрий Хаустов и Анастасия Хаустова обсуждают большие кинохиты последнего времени, но в конечном итоге всё равно получается про политику.
Медицинские перформансы Ива Табара, акционизм и биополитика телесности, 2024
Подкаст художницы Анастасии Алехиной и критика Анастасии Хаустовой, поводом для которого стали перформансы словенского медика и художника Ива Табара.

Диалог искусств:
Нужно спорить с критиками. №5, 2021
Архипелаг грез. №4, 2023
В преддверии исхода. №6, 2021
(Не)возможность пейзажа. №2, 2023
Обратная сторона ретротопии. №5, 2022
Институт исключения. №2, 2024

Интервью:
Что ждет российское современное искусство в изоляции, интервью Екатерине Шитовой, 2022
Насколько сегодня ок висеть рядом с Беляевым-Гинтовтом? интервью Марии Королевой, 2022

Сигма:
«Совриск, очнись!». Благотворительный забег как новая критика институций, 2020
Как судьба маленького районного парка может разворошить консервативные галерейно-художнические отношения: о «Благотворительном забеге в поддержку Anna Nova» Андрея Андреева и Ивана Туголукова.
Другой как фармакон. О психо-медикаментозной голодовке Андрея Ишонина, 2019
Комментарий к психо-медикаментозной голодовке Андрея Ишонина.
All Empires will fall. Комментарий к выставке «Ультрамут двунадесяти языков» Алексея Таруца, 2019
Реконструкция жизни одного памятника, рассуждения об идентичности, основанной на победе, и о телесной основе любой власти.
Именем рынка. О возможностях ре-номинализма в искусстве, 2019
Как принцип ре-номинализма подрывает рыночные стратегии в искусстве и ставит вопрос о его самоопределении.
Что такое «художественная критика»?, 2018
Зачем нам нужна художественная критика сегодня и какое будущее ее ждет? Размышления о предпосылках и истории художественной критики.
Опыт очередности, 2018
Критическое осмысление участия в «Очередях» — перформансах Андрея Ишонина и Алека Петука.
Ассоциации «худших». Или нет?, 2018
О «новом» художнике в условиях высокой дисперсности культуры.
Назад к материи!, 2018
10 ноября в арт-пространстве «Куб» на дизайн-заводе Flacon открылась двухдневная выставка «Монументальное искусство».
В ожидании художника, 2019
О перформансе художника Андрея Ишонина «Ожидание» (2018).
Андрей Ишонин: «Произведение искусства отражает современную ситуацию, общую для всех», 2019
Интервью с художников о перформансе, «российской действительности» и критическом искусстве
Тексты к персональным проектам:
Саша Кокачева. Это ловушка. Это место — нигде, и это навсегда
Текст к выставке «Это ловушка. Это место — нигде, и это навсегда» Саши Кокачевой, 28 марта — 18 мая 2025, Anna Nova Gallery.
Виталий Барабанов. Хроники внутренней природы
Текст к выставке Виталия Барабанова в a-s-t-r-a gallery, осень 2023.
Василий Кононов-Гредин. Антиформы
Текст к выставке Василия Кононова-Гредина «Антиформы» в pop/off/art, 1 июня—12 июля 2023.
Роман Головко. Скрытые категории
Текст к выставке Романа Головко «Скрытые категории» в Музее Сидура, июнь 2023.
Варвара Выборова. Варя, дача, резеда
Текст к выставке Варвары Выборовой «Варя Дача Резеда» в Antonov Gallery, Санкт-Петербург, лето 2023 года.
Дмитрий Грецкий, Евгения Кац. Нарцисс в эпоху фотосинтеза
Комментарий к проекту Дмитрия Грецкого и Евгении Кац «Нарцисс в эпоху фотосинтеза» в Marina Gisich Gallery, 26 ноября 2021–28 января 2022.
Диана Шлиман. Жесть
Текст к проекту Дианы Шлиман в культурном центре «Волна», Выкса, 2023.
Вера Арев. Ни на чем не держась
Текст к выставке художницы Веры Арев, 23 марта — 21 мая 2023, Antonov Gallery.
Цаган Бадаева. Одно дерево еще не лес
Выставка Цаган Бадаевой «Одно дерево еще не лес» прошла в Antonov Gallery с 10 декабря 2022 по 25 января 2023.
Илья Сологуб. Не за нами, но в нас, вокруг нас
Текст Анастасии Хаустовой к выставке Ильи Сологуба «Не за нами, но в нас, вокруг нас» в Antonov Gallery (Санкт-Петербург, 2022).
Саша Кокачева. Здесь и сейчас что-то было
О выставке Саши Кокачевой в петербургской Antonov Gallery, 2021.
Сергей Дорохов. Помехи прошлого, настоящего и будущего
Текст к выставке Сергея Дорохова «Past Continuous. Прошедшее длительное» в Antonov Gallery, Санкт-Петербург, 2021.
Екатерина Поединщикова. Плоть и камень
О выставке Екатерины Поединщиковой «Тело хочет найти себе дом» в Antonov Gallery, Екатеринбург, 2020.
Иван Зубарев. Превращенные в формы
Текст к выставке Ивана Зубарева «Превращенные в формы», Antonov Gallery, 2020.

Рецензии для «Деньги в искусство»:
  1. о групповой итоговой выставке «Легенда» «Открытых студий» на Винзаводе, 2022
  2. о выставке Виктора Жданова «В тихие волны» в галерее «Алиса», 2022
  3. о выставке Андрея Филиппова «Мене, текел, фарес или Пиросмания» в галерее «Е.К.АртБюро», 2022
  4. о выставке «О химерах, гибридах, киборгах и людях. Гид по неизбежному будущему» в Музее Москвы, 2022
  5. о проекте группы «Малышки 18:22» «12 магических историй в подземелье» в библиотеке МСИ «Гараж», 2023
  6. о групповой выставке «Хумгат» в Cube.Moscow, 2023
  7. о выставке Надежды Лихогруд «Память заполнена» в ММОМА на Петровке 25, 2023
  8. о выставке «Великая пустота» в Фонде Ruarts, 2023
  9. о выставке «День утописта» в галерее «Наковальня», 2023
  10. о выставке «Кухня» в галерее pop/off/art, 2023
  11. о выставке Александра Лемиша 4REAL в Музее Вадима Сидура, 2023
  12. о выставке «No Man’s Land» в Агентстве. Аrt Ru, 2023
  13. о выставке Анны Казьминой «Транскодирование» в Cube.Moscow, 2023
  14. о премии «Новый белый», 2023
  15. о выставке Ивана Симонова «Текст как ландшафт» в галерее pop/off/art, 2023
  16. о выставке «Температура плавления» в Cube.Moscow, 2023
  17. о выставке «Акт II. Гилея» Егора Федоричева в MYTH Gallery, 2023
  18. о выставке Димы Филиппова «Край» в музее АРТ4, 2023
  19. о выставке Кати Слободской «False Floor» в Cube.Moscow, 2023
  20. выставке «Чародеи» в Доме культуры «ГЭС-2», 2023
  21. о выставке «🤡🤡🤡» («Буффонария») в пространстве másla lissé, 2023
  22. о выставке Анны Андржиевской «Система ограждений» в Музее истории ГУЛАГа, 2023
  23. о выставке «Улица с односторонним движением» в галерее «Триумф», 2023
  24. о выставке «Саспенс» в галерее pop/off/art, 2023
  25. об инсталляции Анны Соз «Практическая независимость» в библиотеке МСИ «Гараж», 2023
  26. о выставках «Перипетия» Юмико Оно и «Игра» Марии Ефременко в галерее «Триумф», 2023
  27. о выставке «Один — один» в Галерее на Песчаной, 2023
  28. о выставке Владимира Потапова «Обе белые» в галерее pop/off/art, 2023
  29. о выставке Ивана Чемакина «Дорожное кино» в ММОМА на Гоголевском 10, 2023
  30. о выставке Андрея Кузькина «жить забыть жить забыть» в галерее Anna Nova, 2023
  31. о выставке «Чего ты боишься?» на Винзаводе, 2024
  32. о групповой выставке «Их неудержимо клонило в сон» в Stella Art Foundation, 2024
  33. о групповой выставке «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО, 2024
  34. о выставке Леонида Цхэ «Каприччио» во VLADEY, 2024
  35. о выставке «Владимир Мартынов. Автоархеология. Пространство автоархеологии. Дмитрий Пошвин» в галерее a—s—t—r—a, 2024
  36. о выставке Никиты Пирумова «А ларчик просто открывался» в галерее ISSMAG, 2024
  37. о выставке Елены Шаргановой «Лучезарный город» в галерее Измайлово, 2024
  38. о выставке «Отражения/Рефлексии» в галерее pop/off/art, 2025
  39. о выставке «Новая новая эра» в ГЭС-2, 2025
  40. о текущих проектах в Cube.Moscow, 2025
Лонгриды для канала:
об искусстве и политике зрительства, 2023
об artist-run spaces, 2023
о плохой живописи, 2023
о феномене китча в современном искусстве, 2025
anastasiya.st08@gmail.com

© All Right Reserved, 2025
Made on
Tilda